Декоративная отделка скульптуры и художественных изделий из металла

Одноралов Н. В.
Учеб. пособие
М.: Изобраз. искусство, 1989.— 208 с.; ил.
ISBN 5-85200-073-6 (в пер.): 75 к., 20000 экз.


В учебном пособии автор описывает различные технологические процессы, связанные с декоративной и противокоррозионной отделкой монументальных скульптур и разнообразных художественных изделий декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Даются рецепты различных составов для декоративной отделки. В книге также приведена краткая история декоративной отделки памятников и художественных изделий из металла в России. В пособии обобщен опыт передовых предприятий страны, выпускающих изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства.

Исторический обзор
Краткий очерк истории декоративной отделки металла в России
Золочение и серебрение


Декоративная отделка художественного металла применялась еще в доисторические времена. Золочение оружия, ювелирных и бытовых изделий из меди, бронзы, серебра использовалось уже в глубокой древности.

Золочение являлось наиболее распространенным способом отделки, потому что золото — один из первых металлов, ставших известными человеку. Кроме того, золото по интенсивности цвета, мягкости блеска, глубине тона и устойчивости декоративных качеств превосходит все другие металлы. Сравнительная простота способа его нанесения на металлические изделия (при помощи ртутного золочения) также способствовала применению этого металла для декоративных целей.

Уже в древние времена восточные славяне были знакомы со способом получения амальгамы и техникой отделки золотом изделий из серебра и бронзы (2). В Ипатьевской летописи (3) упоминается о том, что великий князь Владимир велел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна.

В IX—Х веках золото стали применять в более широких масштабах; его употребляли не только для отделки ювелирных и бытовых изделий, но и для покрытия деталей архитектурных сооружений.

В летописи многократно упоминается о том, что великий князь Андрей Боголюбский украшал драгоценными металлами церкви (XII в.).

А ранее, по свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве была вызолочена по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславича церковь св. Михаила, за золоченые купола получившая название Златоверхой. Все работы по золочению производились русскими мастерами.

Наиболее интересным и редким памятником декоративной отделки металла XI—XII веков являются соборные медные двери с нанесенным на их черный фон штриховым рисунком, выполненным техникой золотой наводки. Краткое и неясное описание техники золотой наводки, как указывает Б.А.Рыбаков, имеется в рукописном монастырском сборнике XVII века.

Древнерусская техника нанесения золотого рисунка на медь исследовалась профессором Московского института прикладного и декоративного искусства Ф. Я. Мишуковым, который полностью восстановил технологический процесс декоративной отделки золотой наводкой.

На полированный медный лист или изделие из меди наносился лак такого состава (в мас. ч.): скипидар — 12, асфальт (нефтяной пек, гудрон) — 8, желтый воск — 4, сосновая смола (живица) — 2. Лак наносился на медь тонким слоем и прокопчивался. Это придавало меди глубокий черный с легким блеском цвет.

Как указывает Мишуков, такое лаковое покрытие отличается исключительной прочностью и даже на открытом воздухе держится столетиями. На слегка нагретую поверхность меди лак наносится кистью равномерным тонким слоем. Цвет лака доводится до золотисто-коричневого тона.

После предварительной медленной просушки на легком огне и окончательной просушки при более высокой температуре коричневый тон лака переходит в более темный. На приготовленной таким образом медной пластине легким нажимом тонкой иглы чертят рисунок. Затем контуры рисунка выскабливают острием ножа, обнажая поверхность меди; после этого медь протравливают (отбеливают) 5—10%-ным раствором серной кислоты. Как сообщает Мишуков, в древности отбеливание производили раствором квасцов, клюквы и т. п.

Следы отбела удаляют водой и на влажную поверхность меди наносят золотую амальгаму. Затем лист с нанесенной амальгамой нагревают (обычно на древесных углях); от нагревания ртуть начинает испаряться, а золото прочно соединяется с медью.

Декоративная отделка металлов серебром не имела такого распространения, как отделка золотом. Для отделки крупных предметов, и в особенности деталей архитектуры, серебро не применялось вовсе, так как, находясь на открытом воздухе, оно быстро теряло декоративные качества, тускнело и чернело вследствие образования сульфида серебра черного цвета.

Два способа золочения

До открытия электрохимического способа декоративной отделки золочение металлов проводилось либо посредством наклеивания на металл листочков золота — золотой фольги (так называемое масляное или сусальное золочение), либо способом огневого золочения, основанным на применении ртути. Масляное золочение было непрочно и в дальнейшем не имело значительного распространения. Огневое золочение, появившееся позднее масляного, отличалось более высокой прочностью.

СССР — единственная страна, где сохранились памятники этой техники. Самые замечательные из них — входные соборные двери — были созданы в Суздальском соборе, в Московском Кремле, так называемые Васильевские двери в г.Александрове (1336), а также двери, хранящиеся в Русском музее в Ленинграде.

Способ масляного и огневого золочений меди и бронзы золотой фольгой — самый древний: он был известен еще 2500 лет до н. э. в Египте, Индии, Китае и Греции, откуда проник на Русь.

Техника масляного и огневого золочений применялась в Древней Руси для декоративной отделки бытовых изделий и монументальных архитектурных сооружений. Главы Успенского собора в Московском Кремле вызолочены огневым способом впервые в 1479 году, затем в 1547 году, гальваническим путем — в 1869 году. Главы Благовещенского собора вызолочены огневым способом в 1489, 1547 и 1600 годах, колокольня Ивана Великого — тем же способом в 1627 году. Шпиль колокольни Петропавловского собора в Ленинграде вызолочен огневым способом сначала в 1735 году, затем в 1744 году и т. д.

Масляное золочение

Золочение посредством наклеивания на изделие листочков золота называется сусальным золочением, а употребляемые для этого тонкие листочки называются сусальным золотом.

Золочение сусальным золотом деталей архитектурных сооружений широко применялось в Киевской Руси еще в Х—XII веках. Распространению этого способа способствовала его несложность, а также минимальный расход и незначительные потери золота при золочении.

Сусальное золото изготовлялось вначале одиночными мастерами — сусальщиками, а позднее фабричным способом. Термин “сусальное золото” происходит от слова “сусаль” — лицо, лицевая сторона.

В делах Государственного архива древних актов за 1722 год упоминается фабрика “волоченого и плющеного” золота и серебра у Варварских ворот в Москве. Известно, что большое количество сусального золота пошло на декоративную отделку строившегося Царскосельского дворца. Сусальное золото изготовлялось и крепостными крестьянами. Наиболее крупным центром кустарного промысла сусального золота, серебра и двойника (биметалл состоит из золота и серебра) издавна был Пошехонский уезд Ярославской губернии.

Сусальное золото и серебро (позднее способ изготовления сусального металла стал называться золотобойным) обычно делают из чистого золота или серебра без лигатурных добавок, придающих сусальному металлу хрупкость (листки золота разрываются в процессе изготовления) и вызывающих его потемнение.

Производство сусального золота, серебра и двойника было особенно развито в Пошехонском уезде в 80-х годах XIX века — это был огромный кустарный промысел. В самом Пошехонском уезде производили сусальное золото, а в селениях — серебро и двойник.

Листочки сусального золота, серебра и двойника складывались в маленькие книжки (по 60 листочков в каждой), между листочками прокладывалась тонкая бумага.

Искусство выделывать тончайшие листочки из золота для декоративных целей было известно еще древним; о нем упоминает Гомер, а Плиний говорит, что “унция золота дает 750 квадратных листков в четыре пальца шириной”. Листочки золота, изготовляемого в настоящее время, имеют толщину менее 0,001 мм. Такое золото частично прозрачно и пропускает зеленые лучи.

В зависимости от состава поверхности различали золочение по дереву, гипсу, штукатурке и металлу. Последний способ предназначался главным образом для архитектуры, находящейся на открытом воздухе.

Масляное золочение неметаллических материалов.

Золочение по дереву, гипсу, штукатурке и другим неметаллическим материалам состояло из ряда процессов.

1. Проклейка производилась в целях сцепления грунта с поверхностью покрываемого золотом изделия. Грунт (левкас) приготовлялся из смеси мела со столярным клеем. Без проклейки золото вместе с левкасом отставало от грунта под действием сотрясений и легких толчков.

Проклейка выполнялась в три приема: первая проклейка производилась для того, чтобы клей пропитывал обрабатываемую поверхность детали, “вжухал” в нее, вторая и третья — обработки, называемые “в лоск”,— для придания обрабатываемой поверхности ровности и гладкости.

2. Левкашение. После того как клей высыхал, на обрабатываемую поверхность равномерно мягкой кистью наносился левкас (смесь из мела, каолина и клеевого раствора), подогретый до 35—40° С. По высыхании первого слоя .левкаса прокладывался второй, затем тем же способом третий слой.

3. Рассечка. Шлифование стеклянной шкуркой загрунтованной поверхности в целях удаления ее шероховатостей.

4. Лишение (лишевание). Шлифование грунта хвощом или пемзой для придания ему совершенно гладкой поверхности. Предварительное шлифование выполнялось с применением воды, окончательное — в сухую.

5. Полиментование. Приготовленный полимент хранился в сухом виде в кусках, перед употреблением его разводили эмульсией, состоящей из яичного белка, смешанного с водой (на 0,5 л воды брали 2 взбитых белка). Эмульсию тщательно взбалтывали и смачивали ею полимент, который затем растирали на мраморной доске до тех пор, пока масса не становилась густой и гомогенной. Растертую массу помещали в сосуд, выливали в него остаток эмульсии и тщательно перемешивали. Полимент наносили на поверхность изделия тонким слоем с помощью мягкой кисти.

6. Наморданивание. В тех случаях, когда стойкую, не боящуюся сырости позолоту хотели получить на дереве, гипсе, штукатурке и т. п., обрабатываемую поверхность перед золочением покрывали лаком морданом.

7. Золочение. Листочки сусального золота наклеивали в несколько приемов. Предварительно листочки специальным ножом переносили из книжки на кожаную позолотную подушку. Нож наклоняли под некоторым углом, и мастер дул на листок, который ложился на позолотную подушку. Затем подготовленную поверхность слегка смачивали спиртом и быстро накладывали на нее ножом листочек золота, предварительно выкроенный по необходимому размеру. Раскрой производился на позолотной подушке. Листочки накладывали внахлестку и прижимали к грунту ватным тампоном.

8. Полирование. После высыхания позолоченной поверхности ее полировали или матировали специальным лаком. Для полирования пользовались агатовыми зубками (см. главу VII); нажимая зубками на золотые листки, их разглаживали, придавая им блестящую поверхность. Для матирования сусальной позолоты на нее наносили очень мягкой кистью тонкий слой рыбьего клея.

Масляное золочение металлов.

Перед золочением металлических поверхностей на них накладывали в три слоя сурик, растертый на сыром конопляном масле. Краску делали очень густой. По высыхании каждый слой краски тщательно шлифовали наждачной бумагой.

Чтобы придать позолоте желтый оттенок, грунт покрывали лаком морданом, окрашенным в желтый цвет (в лак вводили золотистую охру). Затем уже описанным выше приемом на грунт накладывали листочки сусального золота.

При современном способе масляного золочения применяют масляный лак № 2 голодной сушки, употребляют также глифталевую олифу. В качестве примера современного способа золочения сусальным золотом на лаке мордане можно назвать скульптуру в Петродворце (золоченую скульптуру фонтана “Самсон”, вновь установленную в 1947 году), а также шпиль центрального павильона Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства в Москве, вызолоченный в 1952 году.

Из памятников старинной архитектуры следует указать на золочение купола колокольни Ивана Великого в Кремле, высота которого до вершины креста составляет 90 м. Он был построен в XVI веке и служил когда-то сторожевой башней. Купол It крест колокольни Ивана Великого в последний раз золотились свыше ста лет назад, и повторное золочение производилось в 1955 и в 1977 годах ленинградскими позолотчиками.

Общая площадь золочения, включая трехъярусную надпись, которая опоясывает в три ряда верх колокольни и купола звонниц, составляла 300 м2, на позолоту потребовалось 1200 книжек, или 72 000 листков сусального золота. Ранее купол вызолочен огневым способом, в Великую Отечественную войну купол был замаскирован: закрашен масляной краской.

После войны краски была смыта нашатырным спиртом, и для прочности позолоты купол покрыли масляным лаком. Общая площадь купола 240 м2. Крест, завершающий купол, имеет высоту 7 м. Крест изготовлен из дуба и заключен в железный каркас, а затем облицован листовой медью.

Другой известный памятник архитектуры — шпиль Главного Адмиралтейства, вызолоченный листочками сусального золота впервые в 1738 году огневым способом, а в последующие годы, при реставрации шпиля в 1848, 1886, 1901, 1928, 1948 и 1977 годах, золотился сусальным золотом на лаке мордане. Общая площадь золочения шпиля и купола составляет 314 м 2, на что было затрачено около двух килограммов сусального золота.

Технология золочения состояла из предварительного покрытия поверхности свинцовым суриком с последующей шлифовкой. После этого был наложен слой свинцового крона также с последующей шлифовкой поверхности. Затем были нанесены три слоя специальных лаков с многодневной просушкой каждого слоя, и только тогда приступили к золочению купола и шпиля.

При ремонте шпиля в 1928 году был вскрыт шар шпиля, в котором комиссия обнаружила металлический ящик. В нем среди других предметов была медная позолоченная пластинка размером 22х18 см с надписью “Перекрытие шпица Главного Адмиралтейства новыми позолоченными листами произведено в 1886 году”. В шаре были спрятаны три газеты, датированные 25 октября 1886 года,— “Новости”, “Биржевая газета” и “Петербургская газета”. Советские реставраторы сохранили эти документы в том же ящике и присоединили к ним новые, в том числе и один номер “Красной газеты”.

Традиция реставраторов продолжается и в наши дни. При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом был установлен специальный ларец, в который положили проект новой Конституции СССР.

В связи с длительностью процесса высыхания краски на шлифование затрачивалось очень много времени. Считалось, что вызолотить большую поверхность в одно лето, даже жаркое и сухое, невозможно. Для золочения были использованы червонцы, преподнесенные Петру I голландским правительством (Николаевская эпоха: Воспоминания французского путешественника маркиза де Кюстина. М., 1910)

В 1962 году в Ленинграде появился еще один золоченый шпиль—Ленинградского морского вокзала. Он имеет четырехгранную облицовку, выполненную из листового титана. 28 м 2 шпиля покрыты листочками золота. Общая высота шпиля от земли 78 м, а от башни — 40. Вес его 26 т. На самом верху помещен позолоченный кораблик, стоящий на шаре-глобусе со звездой города-героя.

Огневое золочение

Огневое золочение — наиболее древняя техника декоративной отделки металлов. Восточные славяне были знакомы со способом составления золотой амальгамы “из сплава золота с ртутью” и покрытия ею серебряных и бронзовых изделий. Этот способ золочения в Древней Руси носил название жженого злата. Б. А. Рыбаков (2) писал, что в IX—Х веках золочение уже применялось в широких масштабах для самых разнообразных металлических изделий и деталей архитектуры, в летописи постоянно упоминаются золотые шеломы, терема златоверхие, златокованые столы, золотые главы куполов и т. д.

Приготовление амальгамы. Для приготовления золотой амальгамы золото предварительно измельчали, затем нагревали до красного каления и погружали в ртуть, нагретую до 300° С. Отношение металлов обычно составляло 6:1 или 8:1. Смесь непрерывно размешивали до полного растворения золота.

Работы по получению амальгамы и ее последующему нанесению на изделия были чрезвычайно вредны, вызывали тяжелые отравления. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора в 1838—1841 годах от действия паров ртути погибло 60 рабочих. По растворении золота, чтобы избежать его кристаллизации, амальгаму выливали в холодную воду, затем просушивали и удаляли из нее избыток ртути, для чего помещали в замшевый мешочек и отжимали. Отжатая амальгама предоставляла полужидкую массу, по степени вязкости напоминавшую сливочное масло.

Приготовленную амальгаму наносили на обезжиренную, протравленную и высушенную поверхность металла. Металл перед нанесением амальгамы иногда серебрили натиранием или амальгамированием его поверхности нитратом ртути, при этом тщательно контролировалось качество подготовляемой поверхности.

Применение амальгамы.

Амальгаму растирали пальцами на мраморной плите 'И затем щеткой наносили на поверхность изделия, После тщательного натирания амальгамой изделие помещали на раскаленные угли, чтобы улетучилась ртути. Обычно нагрев производили не более 5 минут, так как при сильном и длительном нагревании часть золота улетучивалась вместе с ртутью.

В процессе нагревания наносимую амальгаму тщательно растирали по поверхности изделия, чтобы обеспечить равномерное беспористое покрытие поверхности золотом. Высококачественное огневое золочение производилось два-три раза (что называлось ретушевкой), причем каждый раз сначала наносили нитрат ртути, затем золотую амальгаму.

Если изделие, покрытое золотом, имело тусклый вид, то температуру нагрева повышали, что давало возможность полностью удалить ртуть, и изделие приобретало более интенсивную желтую окраску.

После охлаждения вызолоченные изделия крацевались (крацевание — обработка изделий латунной щеткой для удаления с поверхности металла окислов и других налетов), затем полировались вручную полировальником. Золотым покрытиям придавали различные оттенки.

Для получения оранжево-желтой окраски изделие нагревали сильнее, чем для окраски бледно-желтым или зеленоватым цветом. Затем на него наносили открас, который состоял из кристаллической окиси железа (порошка кровавика), квасцов, поваренной соли и уксуса.

После нанесения кашеобразной массы откраса изделие нагревали до температуры 130° С, когда цвет откраса становился черным. Далее изделие погружали для охлаждения и снятия откраса в воду, слабо подкисленную азотной кислотой. После промывки в воде изделие сушили и полировали.

Для получения красного цвета на изделие наносили открас, имевший примерно следующий состав (мас. ч.): воск—32, болюс—3, ярь-медянка (ацетат меди) — 2, квасцы — 2.

Для получения зеленого цвета изделие открашивали смесью следующего состава (в мас. ч.): калиевая селитра — 6, железный купорос — 2, цинковый купорос — 2, алюмокалиевые квасцы — 1.

Те части, которые не должны были полироваться, покрывали вапой — кашеобразной массой, в которую входили мел, сахар и гуммиарабик. Вапу наносили на защищаемые от полировки части и затем нагревали до превращения ее белой окраски в черную.

Для получения матированной золотой поверхности на предварительно нагретое изделие наносили расплав (в мас. ч.): селитра — 40, квасцы — 25, хлористый натрий — 35.

К второй части статьи >>>